КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: маркетинг, маркетинг территории, маркетинг туризма, региональная экономика, ту-ристские кластеры

Аннотация

Статья посвящена изучению проблем формирования туристских кластеров в субъектах Российской Федерации  и их возможностей в создании актуального инструментария маркетингового управления региональными туристскими продуктами. Авторы исследовали предпосылки внедрения инструментов кластеризации в маркетинге региональных туристских продуктов, проанализировали основные возможности и перспективы кластерного подхода. Далее в статье раскрыта специфика туристских кластеров, базирующаяся на особенностях туристской услуги как вида экономической деятельности. Авторами рассмотрен мировой опыт формирования региональных туристских кластеров, а также обоснована их типовая структура. Это позволило выявить и раскрыть основные подходы мировой туриндустрии к формированию туркластеров территорий и регионов. Далее в статье изучены предпосылки и специфические особенности формирования территориальных туристских кластеров в России, а также произведен сопоставительный анализ примеров реализации кластеризации в ряде стран Евразийского экономического союза – в частности, Республике Казахстана и Беларуси. Выявлены факторы, сдерживающие развитие регионального туризма, изучены возможности внедрения кластерного подхода и проанализированы примеры успешного функционирования туристских кластеров в этих странах геополитического альянса. На основании проведенного исследования сделан вывод о то, то формирование региональных туристских кластеров можно рассматривать как инструмент маркетингового управления развитием территорий, однако успешная кластеризация регионального туризма возможна лишь при наличии национальной и региональной стратегий, в том числе, с использованием инструментов государственно-частного партнерства.

Опубликован
2020-06-17
Раздел
Региональная экономика