КАКИЕ ПАТТЕРНЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОСОБСТВУЮТ СТАНОВЛЕНИЮ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ? РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
В статье описываются результаты эмпирического исследования готовности потребителей к смене некоторых устоявшихся поведенческих практик в сфере энергосбережения. Переход к новым моделям потребления энергии является важной частью становления и развития циркулярной экономики, а потому стимулы и барьеры для такого перехода требуют более детального изучения. Проведенное исследование показало, что в отличие от практик обращения с отходами, практики энергосбережения достаточно хорошо известны респондентам и часто используются в быту. Основными стимулами для использования традиционных практик энергосбережения являются финансовые. В тоже время, для обеспеченной страты населения часть энергосберегающих практик не представляется целесообразными. Это говорит о том, что программах популяризации энергосбережения акцент должен быть смещен с финансовых вопросов на экологическую составляющую – самоценность и важность энергосбережения даже в отсутствии финансовых стимулов к таким практикам. Кроме того, ощущается недостаточная информированность респондентов о других возможностях энергосбережения, помимо традиционных практик.