ОТ ПРИЗНАНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДО НОВОГО ПАТЕРНАЛИЗМА: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕОРИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация
Изучением человека, факторов его поведения занимаются, по сути, все науки. Экономика не является исключением. В статье показано, как менялись взгляды на экономическое поведение человека от классической экономики до экономики поведенческой. Рациональное и нерациональное поведение человека предлагается рассматривать не как противопоставления, а как возможные варианты. Экономика становится более индивидуалистической наукой и рассматривая поведение человека учитывает все его личностные особенности, включая в анализ все большее количество факторов. Важнейшим преимуществом поведенческой экономики является ее междисциплинарный подход, позволяющий применять и многократно синергически усиливать достижения различных наук: экономической теории, психологии, маркетинга, медицины, биологии, математики, статистики и др. Цель работы: проанализировать исследования в области теории потребления и поведенческой экономики. Выводы: на сегодняшний день поведенческая экономика представляет собой самостоятельную область экономики и отдельную научную и учебную дисциплину. Дальнейшее развитие должно идти по двум параллельным векторам: формирование фундаментальной теоретической базы поведенческой экономики и структурирование накопленных знаний, а также практическое использование данных, полученных экспериментальным путем, для принятия решений на уровне государства, отраслей экономики и отдельных предприятий, для разработки государственной экономической и социальной политики.